Три прорыва под Зельвой. Вспоминаем события 1941 года (2 часть)

И, наконец, в самый главный бой – 27 июня – повел свои войска полковник А.Г.Молев. Это была крупная общевойсковая операция, в которой кроме пехоты, поддержанной артиллерией, участвовали танки, кавалерийский полк и бронепоезд, пришедший в Зельву из Белостока. Немцы сумели перекрыть единственную для 10-й армии трассу, ведущую на выход из окружения.

Три прорыва… Военный инженер Палий вспоминает: «Когда наша колонна подошла к окраине Волковыска, начался налет. Сперва были сброшены осветительные ракеты, которые повисли над городком на парашютах, освещая все как днем. Свет был настолько сильным, что можно было бы без труда читать. Дорога была в поле, и скрыться колонне было негде, началась паника. Потребовалось много времени, пока снова удалось собрать на дорогу машины. Несколько грузовиков пришлось бросить на полях, так как они безнадежно застряли в песке и грязи. Людей перегрузили, слили бензин и поснимали запасные колеса. К Зельве подошли под утро»… Ценой огромных потерь обреченные бойцы все же сумели вырваться из стянутой горловины «белостокского мешка». Разгромили 107-й немецкий пехотный полк и потрепали другие части, и вышли, пусть без тяжелой техники, к своим, приняли потом участие в последующих боях. Те бойцы поступили так, как пелось в песне – «мы за ценой не постоим». За ценой не постояли. Победа осталась за нами. Будем благодарны тем, кто за нее постоял в сорок первом.

В бою под Зельвой погиб генерал-майор Михаил Георгиевич Хацкилевич – командир 6-го механизированного корпуса. Участник Гражданской и советско-польской войн, Хацкилевич получил назначение командиром корпуса в 1940 году. В кратчайшие сроки новый комкор вывел свое соединение в число лучших в округе. Когда 24 июня корпус Хацкилевича получил приказ командующего фронтом Павлова нанести контрудар по наступавшим частям вермахта, танкисты корпуса отважно рванулись в бой против немецкого 20-го армейского корпуса. Но немцам, имевшим абсолютное превосходство в авиации, удалось вскоре остановить наступление корпуса, хотя советские танкисты смогли оттянуть на себя внушительную часть наступающих дивизий вермахта. 25 июня 1941 года стал последним днем в жизни генерала Хацкилевича. В районе деревни Клепачи Слонимского района отступавшие советские войска столкнулись с немецким заслоном.

Под Зельвой прорывались из окружения и остатки какого-то танкового соединения, в котором остался всего один танк Т-34. Командовал им генерал в танкистском комбинезоне. Когда мы пошли на прорыв, генерал сел в танк и тот устремился вперёд. Танк раздавил гусеницами немецкую противотанковую пушку но, на беду, он двигался с открытым башенным люком, и немецкий солдат бросил туда гранату. Погиб экипаж танка и генерал вместе с ним. Там же, в деревне Клепачи Слонимского района и похоронили погибшего генерала. Он пал в бою – неизвестно, что тогда было лучше, поскольку попавших в плен к немцам тоже не ждало ничего хорошего, как и тех командиров, кто все же смог выйти из окружения.

Несмотря на огромные потери, оставшимся в живых красноармейцам все же удалось прорвать немецкие заслоны и вырваться из «Белостокской западни». Бои на западных рубежах Советского Союза продолжались. И стоили они нашей стране не один десяток тысяч человеческих жизней. Практически в полном составе лег в боях в районе Гродно 6-й казачий кавалерийский корпус имени И.В. Сталина, которым командовал генерал-майор Иван Семёнович Никитин.

В июле 1941 года командир корпуса был захвачен в плен. Его перевезли во Владимир-Волынский лагерь для военнопленных, а затем в концлагерь в Хаммельсбурге, откуда перевели в Нюрнбергскую тюрьму. Даже в заключении Никитин не собирался сдаваться, пытался создать подпольную группу, в апреле 1942 года был расстрелян немцами.

Страшную смерть принял вырвавшийся из Белостокского котла, но попавший в плен под Могилевом генерал-лейтенант Дмитрий Михайлович Карбышев, который, собственно, оказался в расположении Западного фронта лишь потому, что незадолго до начала войны отправился в служебную командировку – инспектировать строительство фортификационных сооружений 68-го Гродненского укрепленного района. Карбышева в бессознательном состоянии захватили в плен. Всю войну он провел в немецких концлагерях, пока в феврале 1945 года не был замучен в концлагере Маутхаузен.

Трагический конец ждал и нескольких советских военачальников, которым удалось прорваться к своим.

Вот он, этот великий скорбный шлях – Волковыск-Зельва-Слоним-Барановичи… Дорога жизни между берегов смерти, между откосов, устланных мертвыми телами, вымощенными черепами. И это не метафора. Ее кюветы стали братскими могилами. Откосы – кладбищами техники. А между ними в этой теснине все же пробивался поток жизни – поток людей, спешащих выйти из западнии.

Сегодня это образцовая шоссейная трасса, идущая из Белостока через Волковыск, Зельву, Слоним в Барановичи. О тех судьбоносных боях напоминает нынче разве что памятный камень, установленный в Зельве. На нем имена генерала Карбышева и полковника Смолякова.

В книге Дмитрия Егорова «Июнь 1941. Разгром западного фронта» трагедия Белостокского котла впервые показана со всех сторон – от окопной правды простых солдат до сухих директив Генштаба. Впервые публикуются уникальные воспоминания участников событий и рассекреченные архивные документы. Эта книга – памятник всем, кто погиб в лесах Белоруссии в первые дни Великой Отечественной войны.

Читаем: «Дороги войны… Они всегда тяжелы, но вдвойне тяжелее дороги отступления. Бесчисленные большие и малые воронки от бомб и снарядов, гигантские скопления разбитой, сгоревшей и просто оставленной техники, кюветы и обочины, заваленные тысячами распухших на июньской жаре трупов людей и коней. Скрипит на зубах перемолотый в пудру песок, немилосердно печет стоящее в зените солнце. Это Западная Белоруссия, конец июня года одна тысяча девятьсот сорок первого от Рождества Христова. В донесении ГА «Центр» от 1 июля 1941 г. указывалось, что «шоссе и дороги, особенно дорога Белосток – Волковыск, забиты брошенной вражеской техникой, автомашинами разных типов, орудиями и танками».

…Когда перемешавшиеся и почти утратившие боеспособность разрозненные части 10-й армии, выйдя в район Зельвы, попытались форсировать Зельвянку и пробиться на Слоним, там уже заняла прочную оборону свежая 29-я моторизованная дивизия 3-й танковой группы (командир дивизии – генерал-майор фон Больтенштерн). Ее подразделения, перерезавшие шоссе Зельва – Слоним, отбили все попытки отступающих советских частей прорваться к Слониму по прямой. В отчаянных атаках на вражеские позиции погибли тысячи красноармейцев. 29-я дивизия вермахта с 25 июня вела оборонительные бои на южной окраине кольца окружения – у Зельвянки и по обе стороны от Зельвы. 28 июня на помощь германским войскам, занимавшим оборону по линии Задворцы – Голынка – Зельва – река Зельвянка, подошел 82-й гренадерский полк и занял позицию к северу от Ружан. В 11 часов полк при поддержке 3-го дивизиона 31-го артполка из района Городок – Павлово через Близну повел наступление на д. Крокотка и к ночи занял рубеж на восточном берегу Зельвянки от Рудавки до Хоничей. Ширина участка обороны составляла 10 км, его северная холмистая и безлесная часть с ключевой точкой – господствующей высотой 193.1 восточнее Крокотки – обеспечивала отличный обзор и сектор обстрела. На юге местность была покрыта густым лесом, доходившим до самого берега Зельвянки, но тем не менее была проходима для пехоты, конницы и, в некоторых местах, для бронетехники. Южнее 82-го занял оборону 17-й пехотный полк, на севере была пустота, ибо 34-я ПД 12-го корпуса еще находилась в пути. Позиции занимали 2-й и 3-й пехотные батальоны, 1-й батальон, находившийся у Селявичей в качестве резерва, был переброшен в район севернее высот у Крокотки только вечером 29 июня.

Продолжение следует.

Служба информации газеты «Праца»

Интересные и актуальные новости Зельвенского района в нашем  Telegram-канале.  Подписывайтесь по ссылке!

Вам может быть интересно

Комментарии отключены